Идеология индивидуального развития
|
|
psychom | Дата: Пятница, 28.07.2017, 12:31 | Сообщение # 1 |
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 25
Статус: Offline
| Попытаюсь здесь продолжить описание своих психологических поисков, при том, что психологом не являюсь (хотя и профессиональные психологи не могут ответить на многие вопросы, возникающие у рефлексирующего человека). Рефлексия, интроспекция не являются научным методом исследования, но идеи-то выдвигать нам никто не запретит - отсюда "ИДЕОЛОГИЯ", то есть система идей, помогающая человеку жить, смысл жизни! Идеи, это возможные решения проблем - у меня они рождаются, как правило, в абстрактном мышлении, которое сильнее других: образного, логического, рационального, деятельного, приобретения умений. При этом постоянно возникают противоречия (несоответствия) между мышлениями. Некоторые идеи помогают снимать противоречия, если нет - ищутся другие. Помимо идеологии, большинство людей живут ВОЛЕЙ и общепсихическим мышлением и даже не задумываются, что психика устроена так сложно, и надо что-то делать для ее регуляции. Но есть и другие, которые очень даже "задумываются". Я 50 лет потратил на то, чтобы рефлексивно разобраться в закономерностях психических явлений и процессов в своей голове, а также чтобы построить соответствующую теорию. Побуждали к этому периодически возникающие "кризисные" состояния, т.е. состояния неуверенности и неопределенности; незнание что и как делать, чтобы действовать эффективно. Таким образом пришел к диалектике - разделу философии изучающему противоречия и процесс развития...
|
|
| |
psychom | Дата: Понедельник, 15.01.2018, 16:56 | Сообщение # 2 |
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 25
Статус: Offline
| В качестве примера приведу выдержку из своего текста 1980 года.
"С позиций материалистической диалектики можно утверждать, что внутренней причиной деятельности человека является наличие противоречий в человеческом существовании. Т.е. деятельность, это средство разрешения некоторых внутренних противоречий; в частности, основным таким противоречием можно признать противоречие между жизнью и смертью. Данные противоположности - основные противоположные качества состояния человеческого организма - в своих единстве и борьбе определяют существование и поведение человека. Другие противоречия, внутренние и внешние, также оказывают влияние на поведение индивида, но их влияние не определяющее и преломляется через основную закономерность поведения, состоящую в необходимости разрешения диалектического противоречия между жизнью и смертью. Человеческий организм находится под постоянной угрозой гибели (не существует абсолютно безопасных ситуаций).Смысл жизни человека заключается в сохранении самой этой жизни или, по закону диалектики, в разрешении противоречия между жизнью и смертью. Значит имеет смысл говорить об уровне безопасности индивида в данный момент времени. Очевидно, что уровень безопасности, также как и изменения этого уровня, определяются: во-первых, отношениями индивида с объектами среды, в том числе с людьми; во-вторых, состоянием его организма; в-третьих, способностями его нервной системы; в-четвертых, количеством и качеством информации, содержащейся в психике. Отражение уровня безопасности в психике индивида назовем качеством психики. Уровень безопасности, вследствие изменений во внешней среде и в организме индивида, постоянно меняется: повышается или понижается. Будем считать, что всякое отражаемое повышение уровня безопасности улучшает качество психики и наоборот, качество психики ухудшается при понижении уровня безопасности. Так, ухудшение отношений человека с другими людьми, заболевание, неблагоприятное изменение ситуации и т.п. ухудшает качество психики. Мною замечено, что мое эмоциональное состояние связано с изменениями качества психики. Улучшение качества психики приводит к положительным эмоциям: удовольствию, радости, восторгу. Ухудшение психики связано с отрицательными эмоциями: страх, тревога, ужас и т.п.. Соответствие между эмоциями и изменениями качества психики (уровня безопасности) можно показать графически.
Обобщая, можно сказать, что чем выше темп повышения уровня безопасности, тем более радостную эмоцию испытывает человек и наоборот. Основной закон поведения состоит в том, что человек стремится к радости и избегает отрицательных эмоций - тем самым повышая уровень своей безопасности. Иначе говоря, уровень жизни."
|
|
| |
psychom | Дата: Четверг, 05.04.2018, 13:04 | Сообщение # 3 |
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 25
Статус: Offline
| Диалектическая теория познания предлагает нам несколько противоречий-противоположностей, через разрешение которых происходит процесс познания личностью, а значит и ее развитие: абстрагировани - конкретизация; анализ - синтез; обобщение - выделение особенностей; теория - практика; субъективное - объективное; эмоциональное - рациональное; мотив - цель. В своей теории развития я так или иначе рассматриваю все эти психические взаимоотношения, но в последнее время особенно интересным и важным представляется отношение между умениями и знаниями. Умения или навыки, это хорошо закрепленная память о совершаемых движениях или действиях и используемая для совершения дальнейших и новых поведенческих поступков. Располагается эта память, по моим наблюдениям, в височной части левого полушария мозга. Это так называемое учебное мышление, где формируются и используются всевозможные умения и навыки, в том числе умение думать, познавать, воспринимать окружающий мир. Размещается получаемая информация в других частях психики: образном мышлении логическом мышлении; абстрактном мышлении; рациональном мышлении; воображении. Информационные образы, представления, понятия, располагаемые в данных мышлениях, и есть знания, формируемые, управляемые и используемые умениями; точнее восприятием, частью которого является учебное мышление. Что первичнее: умения или знания - важный вопрос. Наверное умение первичнее, потому что если нет умений, то не может быть и познания. Но и от знаний зависит процесс приобретения умений, тем более, что со знаниями связаны эмоции - основная мотивационная функция психики человека. Противоречия между умениями и знаниями как раз и выражаются психическими кризисами: неудовлетворенностью, неуверенностью, неопределенностью. Приходится или учиться (приобретать умения), или конкретизировать знания (образы, представления). У большинства людей подобные процессы происходят неосознанно, т.к. работают внутрипсихические механизмы саморегуляции и такие люди ведут волевой образ жизни, хотя всем людям, без исключения, приходится искать субьективный смысл жизни. Вот и в данном случае смыслом жизни является разрешение психических противоречий - развитие.
|
|
| |
psychom | Дата: Воскресенье, 06.05.2018, 17:30 | Сообщение # 4 |
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 25
Статус: Offline
| РЕФЛЕКСИЯ И ВОСПРИЯТИЕ
Это моя запись четырехлетней давности, может быть кому-то интересно: есть внешнее восприятие - окружающего мира - и есть восприятие внутрипсихических процессов - рефлексия.
"Этой темой я начал заниматься недавно и сам ещё не понял, в чём тут суть. Но что-то есть в этой дихотомии: что-то фундаментальное в плане самопознания и саморазвития. На мой взгляд, не все люди занимаются рефлексией (если не ошибаюсь), т.к. у большинства мышление конкретное, то есть оно общепсихическое и отражает реальность многосторонне и непосредственно. Но если у кого-то проблемы с общепсихическим мышлением (как у меня, например), приходится думать отдельными участками - абстрактно и отвлечённо. В частности: образное мышление - отдельно; логическое - отдельно; рациональное мышление - отдельно; восприятие - отдельно; эмоции - отдельно. И рано или поздно приходится занматься тем, что у людей с конкретным мышлением происходит автоматически, - рефлексией (самонаблюдением, самоанализом, саморегуляцией). Но что такое рефлексия? Это восприятие того, что происходит в нашей психике, ну и наверное управление этими процессами. А это уже можно рассматривать, как развитие личности или саморазвитие. Есть у рефлексии (самонаблюдения, интроспекции) ещё одна важная функция - психологическая. Большую часть знаний о психике психологи получили через самонаблюдение. Так называемые "объективные" методы исследования лишь дополняют и придают наукообразность интроспективным знаниям. Никогда психологи и нейрофизиологи не смогут до конца понять общепсихические процессы, личностную мотивацию, деятельность, игнорируя рефлексию, самонаблюдение. Можно только строить модели, в частности компьютерные, но для этого опять же сначала надо понять, как работает "живая" психика. А этого, по-моему, никто не знает, ну разве что рефлексирующие личности пытаются понять!"
Состояние рефлексии довольно неприятно по ощущениям, это по сути кризис - неопределенность, пассивность, отсутствие желаний, идей, зацикленность на внутренних элементах психики. Но это необходимый процесс, с точки зрения психического развития, необходимо научиться управлять не только сознанием, но и подсознанием, понять, что происходит и каковы закономерности психических процессов, сформулировать новые идеи, планы и задачи дальнейшей деятельности. До следующего кризиса... .
|
|
| |