psychom | Дата: Четверг, 23.08.2018, 16:44 | Сообщение # 1 |
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 25
Статус: Offline
| Как только не называл свою теорию: "Послекризисное развитие"; "Строение психики"; "Идеология индивидуального развития"; "Диалектическая психология". Сейчас вот пришел к выводу, что без понятия ВОЛИ в теории психики не обойтись, хотя и пытался это сделать (см. http://psychom.narod.ru -"мотив - цель - мотив"). К сожалению, с возрастом эмоциональные мотивы куда-то пропадают и приходится возвращаться к идеям принятия решений, без эмоций - рациональному планированию своей деятельности. Но понятие волевого поведения, это не упрощенное понимание принятия решений человеком и их реализации (сила воли), а включает в себя сложный комлекс восприятия, осмысления, эмоциональной оценки ситуации; и, самое главное, приведение в соответствие с некими личными или общественными принципами, идеями, верой и, наконец, с чувствами, с тем, что человек любит или ненавидит. Т.е. ВОЛЯ, это тоже РАЗВИТИЕ; точнее, волевая деятельность, это не только процесс достижения результата, но и процесс психического развития - повышение жизненного уровня: приобретение умений, знаний, социальной и физической защищенности, материального благополучия. Одна из основных составляющих волевого развития - думать, но для того, чтобы думать, нужно уметь это делать, знать, иметь воображение, мотивацию. А мышления бывают логические, абстрактные, образные, рациональные, деятельные... . Опять же, чтобы все это работало согласованно, необходимо применять волю, уметь, знать, приобретать опыт... . Лично мои кризисы происходят оттого, что благодаря сильному абстрактному мышлению всегда могу что-то придумать, понять, захотеть и тут же возникают ограничения в форме повышенной утомляемости - к сожалению слабо работают другие мышления: воображение, приобретение умений, восприятие... . Что делать? Искать какие-то принципы, закономерности, идеи, которые помогают развиваться, действовать и, главное, отдыхать... . Т.к. возможности наши ограничены!
|
|
| |
psychom | Дата: Среда, 12.09.2018, 18:29 | Сообщение # 2 |
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 25
Статус: Offline
| Чем отличается идея ВОЛИ от идеи РАЗВИТИЯ: ВОЛЯ - делать то, что должен; РАЗВИТИЕ - делать то, что хочется. но что такое ХОТЕНИЕ и что ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ? "Хочется", это вроде понятно - потребности, эмоциональные желания-нежелания; а вот что такое долженствование? "Должен", "надо" - это значит у каждого человека есть потребность искать и находить абстрактные идеи о смысле жизни, а затем пытаться реализовывать эти идеи (или системы идей). Например идеи о том , что надо учиться, работать, завести семью..., верить в помощь Бога (или Государства) и т.д. И вот все эти идеи в каждом конкретном случае выражаются в простой умственной формуле: "Я должен...", "надо...".
|
|
| |
psychom | Дата: Четверг, 20.06.2019, 18:09 | Сообщение # 3 |
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 25
Статус: Offline
| ДИАЛЕКТИКА ЦЕЛИ И МОТИВА
Что такое цель? Довольно сложное понятие: и обьективное и субьективное одновременно; абстрактное и конкретное; эмоциональное и рациональное. Поэтому интересно рассмотреть взаимосвязи этих сторон. В частности, как взаимоотносятся целеполагание и эмоциональные мотивы. Часто можно наблюдать, как цель становится мотивом и наоборот: ЦЕЛЬ - МОТИВ - ЦЕЛЬ.
Целеобразование происходит по всей психике: это и логическое мышление, и абстрактное, и образное, и рациональное. Но в первую очередь человек УМЕЕТ это делать, т.е. научился в процессе жизни находить, придумывать, ставить перед собой цели и задачи. Но мало уметь, надо еще знать и хотеть, а иногда еще и верить в какие-то идеи, принципы, правила.
Как бы мы ни относились к эмоциям, без эмоциональных желаний\нежеланий не могло бы функционировать целеобразование, а также и реализация целей. Хотя кое-кто считает, наверное, что эмоции не нужны, если есть сильная воля. Но такая точка зрения зависит от индивидуальных особенностей человека и я считаю, что она ошибочная.
Вот посмотрите, как работают эмоциональные мотивы.
Мотив радости - образуется, как соединение эмоции радости с образом, отражающим состояние индивида в ситуации, расширяющей его возможности. Образ может быть абстрактным или конкретным (конкретизированным), отражающим реальную ситуацию или воображаемую, имевшую место в прошлом или предполагаемую в будущем. Но в любом случае содержанием образа должна быть ситуация расширения возможностей данной личности. Если этот образ есть отражение настоящей реальности, то индивид испытает состояние радости-удовлетворения. В противном случае образованное желание побудит его к поиску путей достижения воображаемой ситуации, иначе говоря, к реализации мотива.
Страх, как эмоциональное желание, образуется при соединении эмоции страха и образа, отражающего опасную и неопределённую ситуацию или состояние недостаточной информированности о ситуации. Соответственно, этот мотив создаёт психическое состояние неудовлетворения и побуждает или избегать такие ситуации, или предпринимать действия по их устранению.
Мотив совести побуждает человека не совершать поступков, которые он осуждает в других людях.
Эмоциональные мотивы радости, страха, злости и совести присущи правополушарному абстрактно-образному мышлению. Они проявляются тогда, когда функционирует само это мышление.
Эмоциональные мотивы левополушарного восприятия аналогичны образным мотивам: они представляют собой соединения разнообразных эмоций и соответствующих им представлений особенностного мышления. Это юмор, любопытство, удовольствие, неудовольствие, удовлетворение, восхищение, симпатия, антипатия, отвращение, страдание, горе, обида, грусть, испуг, гнев, зависть, презрение, уважение, гордость. Проявляются эти желания в ходе актов восприятия, когда особенностное мышление задействовано вместе с логическим, а также и при самостоятельной, отдельной работе особенностного мышления. В самом логическом мышлении никаких эмоций нет вообще.
В учебном мышлении есть две эмоции: интерес и честолюбие. Интерес побуждает к обследованию объектов окружающего мира, познанию их детальной структуры. Честолюбие - это стремление к приобретению умений, стремление быть лучше других, уметь лучше других.
Особую роль в жизни человека играют амбиции. Амбиции, это набор эмоций особенностного мышления, состоящий из гордости, уважения, зависти и презрения. В целом они побуждают к достижению превосходства над другими людьми. Для личности такое стремление выполняет двойную роль. С одной стороны - защита от унижения, обид, посягательств на какие-то права, свободы; с другой - соревнование, соперничество с другими людьми за лидерство, более высокое место в социальной иерархии, которая, между прочим, сама порождается человеческими амбициями.
Самый сильный, всё себе подчиняющий мотив в психике человека - вера в какие-то идеи-идеологии (религиозные, например). Этот мотив выражается эмоцией долженствования ("я должен это сделать", "надо"), соединённой с абстрактными представлениями зоны мотива долженствования, синтезирующими разные стороны жизнедеятельности индивида, а также идеи и жизненные принципы. По своему доминирующему характеру этот мотив определяет всю совокупность психической, физической и социальной активности личности. С другой стороны, долженствование само зависит от уровня развития индивида, от внешних и внутренних условий и тем самым задаёт направленность психического развития.
|
|
| |
psychom | Дата: Четверг, 20.06.2019, 18:12 | Сообщение # 4 |
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 25
Статус: Offline
| ПРОДОЛЖЕНИЕ
Помимо эмоциональных мотивов на жизнь человека большое влияние оказывают так называемые чувства: любовь и ненависть. Это тоже сложные образования, состоящие из идеологических представлений, долженствования, физиологических потребностей и опять же эмоциональных желаний или нежеланий. Любовь и ненависть, так же как идеологии, образуют то, что мы называем смыслом жизни человека; их объектом может быть, в принципе, кто угодно или что угодно.
Ну вот, с диалектической точки зрения существуют обьективные (физиологические) закономерности, связывающие данные психические явления и процессы в единое целое - человеческую психику. Лично я не делю психику на сознание и подсознание: при определенных навыках можно наблюдать практически все явления своей психики. Другое дело, что это пока что не наука, а некая умозрительная теория, помогающая жить хотя бы одному человеку в этом мире - мне.
|
|
| |